Культура и цивилизация - i-art.udm.ru


Главная / Крито-Микенское искусство
 

Крито-Микенское искусство

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству  принадлежит одно из самых почётных мест. Два его виднейших центра – остров Крит и город Микены в Южной Греции (полуостров Пелопоннес) – дали название этому искусству, но оно включало  в себя творения большого региона, от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Искусство Крита

В первой половине II тысячелетия  до н. э. дворцы и сложные постройки дворцового типа существовали на  Крите в пяти городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и Като-Закро.
Дворцы были  связаны с горными святилищами,  устроенными в пещерах. Каждый  дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.  Так, дворец в Кноссе связан с горой  Юкта, на которую непосредственно  выходят его «магазины», в Фесте –  со знаменитой горой Ида где, согласно греческим мифам, родился  бог Зевс, вскормленный божественной козой Амалфеей.
Дворцы существовали, пока действовали горные святилища. Очевидно, последние считались земным отражением мест обитания  небожителей: к ним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. Там обнаружили  многочисленные свидетельства религиозных церемоний. В святилищах совершали жертвоприношения,  устраивали обрядовые трапезы, божествам преподносили дары в виде  посуды и терракотовых статуэток.
Критскую богиню могли олицетворять гора или же дерево. Гора и  дерево связывались в умах людей не  с конкретными горами и деревьями,  а с универсальными, вселенскими  символами.
Роль деревьев, трав и цветов в  этом мире была настолько велика,  что без них не мыслилось никакое  человеческое деяние. Их изображения встречаются на Крите повсюду,  окружённые ореолом неприкосновенного, тайного, божественного.  Растительное царство выступало в  двух формах: естественной – природной, пребывающей под опекой  богов, и культурной – взращённой  человеком в условиях города-дворца. Так, на одной из древнейших кносских фресок «Собиратель крокусов» цветы показаны растущими на естественных горах и холмах. Их  звёздчатые кустики населяют и другие росписи, например дивную «Синюю птицу» или «Обезьяну и птицу».  Это природный, заповедный мир,  где человек всего лишь гость.
Другие народы той эпохи относились к природе иначе. Для одних  она была символом победы над  смертью (в изображениях, где египетский фараон охотится в болотах  одновременно на птиц и рыб и  здесь же срывает папирусы), для  других – воплощением идей сотворения Вселенной (Мировое Дерево).  Для критян природа была священна  по причине её божественности. Всё  божественное – совершенно, но  природа полна особой красоты. Вот  почему критяне часто изображали  вместо богов цветущие луга и дикие  скалы, поросшие цветами и кустарником. Их населяют обезьяны и  птицы – такие же боги, но в другом  обличье. Однако человек может войти в этот мир исключительно в момент исполнения ритуала.

Микенское искусство

Замкнутый, воинственный характер  микенцев сказался на выборе мест  для основания их городов – уединённых крепостей в горах. В отличие от критских суров и образ самих городов, которые обнесены мощными стенами, превратившими их в настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес (Южная Греция), сложенные из огромных глыб природного  камня великанами-циклопами, как  думали позже греки.
Микенские дворцы, многое заимствовав у критских – торжественные портики с колоннами, убранство центральных помещений типа кносского Тронного зала, пристенные скамьи, – были уже совершенно иными. Они отнюдь не напоминали лабиринты: их формы были
строги и просты, а главное – дворцовое здание всегда представляло собой мегарон. Это было вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора. Оно делилось на три основных помещения,  нанизанных на единую ось. Сначала посетитель входил в преддверие – вестибюль с обрамлённым  колоннами портиком. Далее он попадал в центральный зал с очагом  посередине, вытяжным отверстием  для дыма в потолке и троном у правой боковой стены (как в критских дворцах). Здесь происходили все  важнейшие события в жизни обитателей акрополя – праздники, военные советы, заседания вождей. Далее  находилось ещё одно помещение,  возможно служившее хранилищем  дворцовой казны или священных вещей для отправления культа.
Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. 
Ведущая тема критских росписей – изображение священной процессии – продолжает существовать  и в микенское время. Однако прежде богиню-жрицу чествовали юноши, а теперь только девушки несут  дары своей владычице. Мужское начало резко усилилось в искусстве микенского времени. В соответствии с  традицией, донесённой «Илиадой» Гомера, в этом обществе господствовал мужчина, отец, глава рода. У  минойцев же был, судя по всему, матриархат – власть женщины в роду.
Иной подход, иное видение мира  заметно во всех микенских вещах, нередко исполненных критскими мастерами, – от шкатулок из слоновой кости, головок воинов в  шлемах из клыков вепря и до росписей ваз, которые совершенно утратили критскую праздничность и  превратились в стереотипные, беглые, часто  схематичные сценки. Однако они пользовались  огромной популярностью  на Балканах, островах, в Малой Азии и на Кипре.


Rambler's Top100



© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.