Культура и цивилизация - i-art.udm.ru


Главная / История китайской культуры
 

История китайской культуры

Период династии Шан (Инь)
        В  течение  всей  истории  китайской  культуры  каждая  из  существующих  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности.
        Многие  черты  материальной  культуры  шан-иньского  периода  указывают  на  её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами, населявшими  бассейн  Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое  сходство  мы  наблюдаем  в  керамике, характере  земледелия  и  применения  сельскохозяйственных  орудий. Однако  по  крайней  мере  три  важнейших  достижения  присущи  периоду  Шан-Инь: употребление  бронзы, возникновение  городов  и  появление  письменности.
        Шанское  общество  находилось  на  грани  медно-каменного  и  бронзового  веков. В  так  называемом  Иньском  Китае  происходит  общественное  разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных  ремесленников. Шанцы  возделывали  зерновые  культуры, выращивали  садово-огороднические  культуры, тутовые  деревья  для  разведения  шелкопряда. Скотоводство  также  играло  значительную  роль  в  жизни  иньцев. Самым  главным  ремесленным  производством  было  бронзолитейное. Существовали  довольно  крупные  ремесленные  мастерские, где  из  бронзы  изготовляли  всю  ритуальную  утварь, предметы  вооружения, детали  колесниц  и  т.д.
        В  период  династии  Шан (Инь) получило  развитие  монументальное  строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером  примерно  в  6  кв.км)  строились  по  определённому  плану, с  монументальными  зданиями  дворцово-храмового  типа, с  ремесленными  кварталами, бронзолитейными  мастерскими.
        Эпоха  Шан-Инь  была  сравнительно  недолгой. На  место  иньской  конфедерации  городов-общин  встало  раннегосударственное  объединение  в  пределах  нижнего  и  среднего  течения  Хуанхэ – Западное  Чжоу и  культура  пополняется  новыми  отраслями.
        Образцы  древнейших  стихотворных  произведений  дошли  до  нас  в  надписях  на  бронзовых  сосудах  XI – VI вв.до  н.э. Рифмованные  тексты  этого  времени  имеют  определённое  сходство  с  песнями. В  них  был  закреплён  исторический, нравственный, эстетический, религиозный  и  художественный  опыт, приобретённый  за  тысячелетия  предшествующего  развития.
        Историческая  проза  этого  периода  представляет  собой  надписи  на  ритуальных  сосудах, которые  рассказывают  о  передаче  земель, военных  походах, наградах  за  победу  и  верную  службу  и  т.д. приблизительно  с  VIII в. до  н.э. при  дворах  ванов  ведётся  регистрация  событий, посланий  и  создаётся  архив. К  V в. до  н.э.  из  кратких  записей  о  событиях  в  разных  царствах  составляются  своды, один  из  которых – летопись  Лу, дошёл  до  нас  в  составе  конфуцианского  канона.
        Кроме  повествований, описывающих  те  или  иные  события,  конфуцианцы  зафиксировали  в  своих  трудах  и  знания  в  области  общественной  жизни, однако  потребности  повседневной  жизни  вызвали  появление  зачатков  целого  ряда  наук  и  их  дальнейшее  развитие.
        Необходимость  счёта  времени,  и  составление  календаря  явились  причиной  развития  астрономических  знаний. В  этот  период  вводится  должность  летописцев-историографов, в  обязанности  которых  входило  занятие  астрономией  и  календарным  вычислением.
        С  расширением  территории  Китая  росли  познания  и  в  области  географии. В  результате  экономических  и  культурных  контактов  с  иными  народностями  и  племенами, было  накоплено  много  сведений  и  преданий, относительно  их  географического  месторасположения, быта, специфических  продуктов, производимых  там, местных  мифов  и  т.д. 

Период династии Чжоу
        В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства  и  знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию, физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто  производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный  напиток.
        В  области  военной  науки  значительный  вклад  был  внесён  китайским  теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему  приписывают  авторство  трактата  о  военном  искусстве, где  показана  взаимосвязь  войны  и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в  войне, рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.
        Среди  многочисленных  научных  направлений  существовала  сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В  книгах, посвященных  теории  и  практике  ведения  сельского  хозяйства, собраны  сочинения, где  описываются  методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения  продуктов, разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах, ухода  за  деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.
       Период  династии  Чжоу  ознаменован  появлением  многих  памятников  искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям, изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась  техника  ирригационных  сооружений  и  градостроительства.
       Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной  жизни, развитием  ремёсел, произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании, возникли  новые  виды  искусства. На  протяжении  всего  периода  Чжоу  активно  развивались  принципы  градостроительства  с  чёткой  планировкой  городов, обнесённых  высокой  глинобитной  стеной  и  разделённых  прямыми, пересекающимися  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток  улицами, разграничивающими  торговые, жилые  и  дворцовые  кварталы.
        Значительное  место  в  этот  период  занимает  прикладное  искусство. Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала, инкрустированные  серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются  нарядностью  и  богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а  украшались  инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными  металлами. Появились  художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные  подносы  и  посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.
       К  периоду  Чжаньго  принадлежит  первая  картина  на  шёлке. В  родовых  храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо, землю, горы, реки, божеств  и  чудовищ.
      Одной  из  примечательных  черт  традиционной  цивилизации  древнекитайской  империи   становится  культ  образования  и  грамотности. Было  положено  начало  официальной  системе  образования.
       В  начале  II века  появляется  первый  толковый  словарь, а  позднее  специальный  этимологический  словарь.
       Значительными  были  и  научные  достижения  в  Китае  этой  эпохи. Составленный  во  II в.  до  н.э.  трактат  содержит  сжатое  изложение  основных  положений  математических  знаний. В  этом  трактате  зафиксированы  правила  действий  с  дробями, пропорции  и  прогрессии, применение  подобия  прямоугольных  треугольников, решение  системы  линейных  уравнений  и  многое  другое. Особых  успехов  добилась  астрономическая  наука. Так, например, текст, датируемый  168 г. до н.э., указывает  движение  пяти  планет. В  I в. н.э. был  создан  глобус, воспроизводивший  движения  небесных  тел, а  так  же  прототип  сейсмографа. Важным  достижением  этого  периода  является  изобретение  прибора, названного  «указателем  юга», который  применялся  как  мореходный  компас.
        Ярким  примером  соединения  теории  и  практики  является  история  китайской  медицины. Лекари  применяли  большое  число  препаратов  из  трав  и  минералов. Лекарства  нередко  включали  в  себя  до  десяти  и  более  ингредиентов, а  их  применение  очень  строго  дозировалось.

Период династии Цинь и Хань

        Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

Период Южной и Северной династии
        В  период  Южных  и  Северных  династий  ведётся  активное  строительство  новых  городов. С  III  по  VI вв.  в  Китае  построено  более  400  новых  городов. Впервые  стала  применяться  симметричная  планировка  городской  застройки. Создаются  грандиозные  храмовые  ансамбли, скальные  монастыри, башни – пагоды. Используются  как  дерево, так  и  кирпич.
        К  V  веку  появились  статуи  в  виде  огромных  фигур. В  грандиозных  статуях  мы  видим  динамику  тел  и  мимику  лиц.
       В  V – VI вв.  среди  разнообразных  художественных  изделий  значительное  место  занимает  керамика, которые  по  своему  составу  становятся  очень  близки  к  фарфору. В  этот  период  получает  широкое  распространение  покрытие  керамических  сосудов  глазурью  бледно-зелёного  и  оливкового  цвета.
       Картины  IV –VI  вв.  приобретают  форму  вертикальных  и  горизонтальных  свитков. Они  писались  тушью  и  минеральными  красками  на  шелковых  полотнищах  и  сопровождались  каллиграфическими  надписями.
       Литературное  творчество  III – IV вв. переживало  бурный  подъём. Можно  встретить  придворную  литературу, насыщенную  фольклором; устную  поэтическую, которая  в  своей  основе  почти  всегда  имела  реальные  события. К  этому  периоду  относится  развитие  нового  поэтического  жанра  «ши» -  стихов  песенного  типа, в  основе  которых  лежат  народные  мелодии. Распространение  имеют  клериканская, конфуцианская  житийная  и  буддийская  литература.
       Период  объединения  Китая  и  создания  Танского  государства  характеризуется  мощным  пафосом  созидания. Небывалый  размах  строительных  работ  был  присущ  градоустройству.
       Столицы  превращаются в  крупнейшие  ремесленные, торговые  и  культурные  центры, где  основное  ядро  составляли  кварталы  грандиозного  дворцового  комплекса, состоявшего  из  Императорского  города  и  Запретного  города. Из  сохранившихся  до  наших  дней  остатков  дворцов  видно, что  в  архитектуре  того  времени  наблюдалась  тяга  к  монументальным  формам  и  дворцы  стали  многоэтажными. Появились  террасы, галереи  и  мосты, которые  связывали  здание  с  парками. Черепичные  крыши  всё  чаще  становятся  двухъярусными. Прекрасным  дополнением  являются  монастырские  сооружения, которые  приобретают  особую  парадность.
       Объединение  страны, её  подъём, а  также  могущество  буддийской  церкви  способствовали  расцвету  китайской  пластики. В  скульптурных  изображениях  появляется  большая  плавность  форм  и  одухотворённость  образов, трёхмерность  изображения.
       Расцвет  творческих  сил  народа  особенно  ярко  проявился  в  живописи  танского  периода.  В  её  произведениях  ярко  проявилась  любовь  к  своей  стране  и  её  богатой  природе. Работы  выполнялись  на  шёлке  или  бумаге  в  виде  свитков. Прозрачные  и  плотные  краски, напоминающие  акварель  и  гуашь, были  минерального  или  растительного  происхождения.

Период господства династии Тан
       Танский  период, ставший  временем  расцвета  страны  и  золотым  веком  китайской  поэзии, подарил  Китаю  подлинных  гениев, среди  которых  Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они  являлись  не  только  поэтами  своего  времени, но  и  провозвестниками  новой  эпохи, ибо  в  их  произведениях  уже  заложены  те  новые  явления, которые  в  дальнейшем  станут  характерными  для  целого  ряда  писателей  и  обусловят  взлёт  духовной  жизни  страны. Проза  VII – IX вв. продолжала  традиции  предшествующего  периода, представляющего  собой  сборники  побасенок, анекдотов. Эти  произведения  получают  своё  развитие  в  виде  авторских  новелл и  имеют  форму  писем, докладных  записок, притч  и  предисловий. Отдельные  сюжеты  новелл  впоследствии  легли  в  основу  популярных  драм.

Период династии Сун
        В  сунский  период  Китай  вновь  становится  одним  из  передовых  государств  своего  времени. Наблюдается  значительный  подъём  в  развитии  ремесла  и  торговли, что  сопровождается  ростом  городов, зодчество  занимает  ведущие  позиции  в  строительстве. Китайские  мастера  возводят  дворцы  как  в  своей  стране, так  и  зарубежом. Разнообразнее  стали  типы  сооружений  городов, используются  новые  материалы  и  приёмы  возведения  строений, становятся  всё  более  изящными, с  высокохудожественной  декоративной  отделкой  деревянных  конструкций, фасадов  и  интерьеров.
       В  X  веке  на  юге  страны  появляются  пагоды, украшенные  скульптурными  мотивами  в  виде  группы  фигур  божеств.
       В  период  XII – XIII вв. зодчество  становится  пейзажным, что  выразилось  в  развитии  особого  вида  искусства – ландшафтных  садов, воплощавших  в  себе  всё  наиболее  типическое  и  ценное, что  можно  было  увидеть  в  самой  живой  природе.
       Пластика  сунского  периода  намного  бледнее  и  менее  возвышенная. Скульптуры  X – XIII вв. теряют  свою  монументальность, в  них  всё  чаще  просматриваются  черты  декоративности, манерности  и  даже  лиризма.
       С  началом  книгопечатания  в  Китае  (X в.) происходит  значительный  скачок  в  развитии  литературы  и  научных  знаний. Публикуется  множество  работ  по  различным  областям  истории, археологии, отражающих  большой  интерес  китайцев  к  своему  прошлому. Широкое  распространение  книгопечатания  способствует  письменному  закреплению  произведений  народного  творчества.
       Особого  развития  в  сунский  период  достигает  литературный  жанр «Цы»,стихи  которого  стоят  в  одном  ряду  с  лучшими  произведениями  танского  периода. Литераторы  этого  периода  писали  классические  стихи  «ши»  и  «цы»,идущие  от  народной  песни,  оды – философскую  ритмическую  прозу, традиционные  стихи, ри сующие  картины  природы, патриотические  мотивы. В  этот  период  формируются  сборники  типа  эссе, содержащие  рассказы, новеллы, автобиографические  эпизоды, анекдоты. В  средневековой  прозе  Китая, начиная  с  IX века  и  вплоть  до  XIX века  пользовались  огромной  популярностью  лаконичные  изречения – цзацзуань, отличающиеся  оригинальной  литературной  формой.
       Отличительной  чертой  культуры  является  усиление  демократических  тенденций, расцвет  художественного  творчества, рассчитанного  на  массовую  аудиторию  и  представляющего  собой  городскую  повесть, бытовую  музыку, театрализованные, песенно-танцевальные  и  фарсовые  представления. Приобретает  широчайшее  распространение  драматургический  жанр, где  прозаический  монолог  или  диалог  чередуются  со  стихотворными  ариями.
       Период  Сун  является  яркой  страницей  в  истории  китайской  живописи. В  ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные  перемены. Природа  в  произведениях  художников  всё  более  героизируется, в  ней  воплощается  образ  всего  мироздания. Живописцы  этого  периода  вырабатывают  новые  взгляды  на  пространственное  построение  пейзажных  картин-свитков, их композицию  и  тональность. В  картинах  исчезает  многолюдность, появляется  монохромная  гамма  чёрной  туши.
        В  тесном  соприкосновении  с  живописью  развивалось  и  прикладное   искусство.  В  период  Сун  создаются  великолепные  шелковые  ткани «кэсы», на  которых  воспроизводились  рисунки  известнейших  мастеров  живописи.
       Расцвет  керамики  стал  результатом  творческого  поиска  многих  керамистов  Китая. При  определённых  успехах  в  области  производства  фарфора, главным  достижением  являются  изделия  из пластической  глины. Особой  красотой  и  изысканностью  отличаются  изделия  из  камня  и  лака, а  также  бронзовые  сосуды, украшенные  инкрустацией  из  золота  и  серебра  с  рельефными  изображениями  цветов, рыб  и  птиц. 
        Художественные  изделия  Китая  в  юаньский  период  отличаются  высоким  мастерством  и  качеством  исполнения. Керамические  изделия, изделия  из  ткани,  эмали, лака  в  XIII – XIV  вв. в  большом  количестве  вывозились  за  пределы  Китая  в  страны  Ближнего  Востока  и  Европу, где  их  очень  высоко  ценили.

Период династии Мин
        Победа  над  иноземными  захватчиками  и  установление  власти  династии  Мин  способствовали  общему  подъёму  творческих  сил  народа, что  нашло  отражение  в  развёрнутом  городском  строительстве, а  также  в  развитии  торговли  и  ремёсел. Непрекращающиеся  набеги  кочевников  на  севере  страны  вынуждают  правителей  заботиться  об  укреплении  Великой  Китайской  стены.  Её  достраивают  и  облицовывают  камнем  и  кирпичом.  Сооружается  ряд  дворцовых  и  храмовых  ансамблей, усадеб, а  также  садово-парковых  комплексов. И, хотя  в  строительстве  по-прежнему  основным  материалом  является  дерево, в  дворцовом, храмовом, крепостном  зодчестве  всё  шире  стали  применяться  кирпич  и  камень  с  активным  использованием  в  красочном  оформлении  сооружений  их  фактуры  и  цвета.
         Китайская  монументальная  скульптура  в  минский  период, несмотря  на  общий  упадок, сохраняет  своё  реалистическое  начало. Даже  в  буддийских  деревянных  статуях  этого  времени  просматриваются  жизненность  трактовки фигур  и  огромное  богатство  художественных  приёмов. В  мастерских  изготовлялись  прекрасные  статуэтки  и  фигуры  животных  из  дерева, бамбука, камня. Мелкая  пластика  поражает  высоким  мастерством  и  глубиной  проникновения  в  образы.
         Литература  периода  Мин – это, прежде  всего, романы, повести. Одной  из  наиболее  стойких  литературных  китайских  традиций  была  афористическая  словесность, корни  которой  уходят  к  изречениям  Конфуция.
         В  период  династии Мин, особенно, начиная  с  XVI  столетия, китайский  театр  привлекал  к  себе  всё  большее  внимание  литераторов  и  знатоков  искусства. Театр  знаменовал  собой  появление  новой  театральной  формы, сочетающей  в  себе  высокую  драматургию  с  совершенным  музыкальным, сценическим  и  актёрским  искусством.
         Искусство  минского  периода  стремилось  прежде  всего  к  сохранению  традиций  танского  и  сунского  времён. Именно  в  этот  период  зарождается  повествовательный  жанр. По-прежнему  значительное  место  в  живописи  этого  периода  занимают  произведения  пейзажной  живописи  и  живописи  «Цветов  и  птиц».
         Значительное  место  в  художественной  культуре  Китая  занимали  различные  виды  декоративно-прикладного  искусства. Одним  из  главных  его  видов  становятся  изделия  из  фарфора,  которые  выдвинуты  на  первое  место  в  мире.
        Начиная  с  периода  Мин  широкое  распространение  получает  техника  перегородчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись  многофигурные  рельефные  композиции  из  красного  резного  лака. Можно  было  увидеть  вышитые  картины,  выполненные  цветной  гладью.

Период династии Цин
        Архитектура  цинского  периода  приобретает  свои  характерные  черты, выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного  убранства. Дворцовые  здания  приобретают  новые  черты  в  связи  с  дробностью  орнаментальных  деталей  и  яркой  полихромностью  своей  отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это  и  камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты. Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII – XIX  вв.  характеризуются  интенсивным  строительством  загородных  резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм  которых  говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В  оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и  фарфор  и  металл.
       Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и  стремлением  к  передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в  скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой  кости, дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.
       В  цинский  период  в  классической  прозе  и  поэзии  появляются  довольно  видные  мастера. В  области  повествовательной  литературы  выделяется  жанр  новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы  сатирического  эпоса. В XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались  большой  популярностью  изречения  китайских  писателей  цзацзуань.
       Театральное  искусство  в  цинский  период  претерпевает  значительные   изменения. Во  второй  половине  XVII веке  новая  маньчжурская  династия  сделала  куньцюй  придворным  театром. Развитие  театрального  жанра  куньцюй  внесло  немало  изменений  в  вокальную  технику. Арии  стали  исполняться  в  более  живом  темпе, позволяя  координировать  пение, слово  и  сценическое  движение. Около  середины  XIX века  музыкально-драматический  театр  всё  более  приобретает  черты  национального  театра  классической  драмы.
        В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место  занимает  копирование  лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные  панно, написанные  краска - ми  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в  живописи  конца  XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов, знакомых  с  европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой. Продолжает  своё  существование  и  жанр  повествователь –      ной живописи.  
        Особое  место  в  культуре  Китая  цинского  периода  занимает  декоративно-прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают  новых  успехов  в  производстве  художественного  фарфора, который  украшается  росписью  блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения  дворцовых  ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и  художники  используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и  эмали.
       Китайские  народные  мастера  создавали  самые  разнообразные  изделия  прикладного  искусства. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности  работы  с  твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового  кварца, горного  хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности.


Rambler's Top100



© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.